Форум МТ "ПОЛУМ’Я ЧЕСТІ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум МТ "ПОЛУМ’Я ЧЕСТІ" » Навчальні матеріали: посібники, інструкції... » Хто хоче стати бас-гітаристом???


Хто хоче стати бас-гітаристом???

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Самовчитель

2

Ibanezz K5
Материал корпуса: Три слоя древесины (Радук, Махогони, Падук)
Лады: Meduim
Бридж: Die-Cast 5
Звукосниматели:
- ADX5-5 - "у грифа"
- ADX5-B - "у бриджа"
Электроника: Vari-Mid III (трехполосный эквалайзер)
Покрытие корпуса: OL
Производство: Корея

3

Белорусский бас
Бас выпускался Борисовской фабрикой 70-80е годы.

Дека: по форме очень отдаленно напоминает Пресижн, изготовлена по классической сов.технологии, из 4х кусков, в центре 2 буковых, по краям 2 сосновых, обшитых по бокам 3х-слойной фанерой, и покраской в красно-черный берст, но так же встречаются экземпляры, обшитые не фанерой, а тонким шпоном красного дерева, покрытые просто прозрачным лаком, с закрашенными в черный боковинками. У таких дек замечена так же немного другая фрезеровка деки.

Гриф: цельнобуковый, с накладкой из бука, 22+0 латунных лада, маркеры, точки, в стандартном расположении, из белого или чаще зеленого пластика. Колки стандартные, на голове установлен ритейнер в виде скобы. Анкерная гайка, в виде пули, расположена со стороны головы, прикрыта хромированной пластиной, Крепление грифа на 4х шурупах, сквозь металлический некплейт. Профиль грифа, D, откровенно квадратный.

Струнодержатель: стальная, изогнутая пластина, с просверленными отверстиями для струн, прикрыт хромированной металлической крышкой.

Бридж: деревянный, съемный, регулируемый по высоте.

Лекало из зеленого, перлоидного пластика.

Электроника: 2 звукоснимателя типа «сингл», схема 2, выход, гнездо DIN-5 с боку деки. Звукосниматели на разных экземплярах могут встречаться совершенно разные. Заземления струн нет.

В целом, очень неплохо звучащий инструмент, но неудобен из-за необъятного грифа, и плохой балансировки, гриф клюет в землю

4

Чтение табулатур

Tablature - это упрощенная форма записи нот. В отличие от классической формы записи нот и аккордов Tablature позволяет человеку, не знакомому с музыкальной грамотой, быстро определять, какие струны ему нужно прижать и на каких ладах.

Все очень просто. Струны гитары изображены в виде шести линий.

|--------------------------------------------- 1-я струна (самая тонкая)
|--------------------------------------------- 2-я струна
|---------------------------------------------  3-я струна
|--------------------------------------------- 4-я струна
|--------------------------------------------- 5-я струна
|--------------------------------------------- 6-я струна (самая толстая)

Цифра на линии указывает номер лада, на который нужно поставить палец, после чего нужно ударить медиатором по соответствующей струне. Если стоит цифра ноль, то играется "открытая" струна, то есть палец на струну не ставится.

|----------3-----------| |----------------------| |----------------------|
|----------------------| |----------1-----------| |----------------------|
|----------------------| |----------------------| |----------------------|
|----------------------| |----------------------| |----------------------|
|----------------------| |----------------------| |----------------------|
|----------------------| |----------------------| |-----------0----------|
Играйте 1-ю струну, 3-й лад   Играйте 2-ю струну,1-й лад    Играйте 6-ю открытую струну

Цифры, стоящие друг над другом, означают, что несколько струн играются одновременно (аккорд). 

|----------0-----------| |----------------------| |-----------0----------|
|----------1-----------| |----------0-----------| |-----------1----------|
|----------------------| |----------0-----------| |-----------0----------|
|----------------------| |----------0-----------| |-----------2----------|
|----------------------| |----------------------| |-----------3----------|
|----------------------| |----------------------| |----------------------|
1-я струна открыта, 2-я струна   2-я, 3-я и 4-я струны открыты   Аккорд C, состоящий из
прижата на 1-м ладу                                                            пяти нот

Помните, что самая тонкая струна, ближайшая к полу - первая, самая толстая, ближайшая к потолку - шестая. Когда гитаристы говорят "высокая нота", они подразумевают ноту высокой тональности, а не ноту, расположенную на струне, которая выше других на гитарном грифе. Самая низкая нота расположена на шестой открытой струне, самая высокая - на последнем ладу первой струны.

Это было несложно, правда? Именно простота сделала систему Tablature такой распространенной. Если бы ее не было, я уверен, что большинство сегодняшних гитаристов не решились бы на покупку гитары.

Второе преимущество этой системы - текстовый формат. Благодаря этому гитара в Internet - основной
музыкальный инструмент. Пошарьтесь по сети, и вы найдете транскрипции самых разных песен (если не всех). Называются такие файлы tablatures или сокращенно - tabs. В русской части Сети их кто-то обозвал "табулатурами", название прижилось, хотя лично мне кажется, что если бы слово tablature было в словаре, то перевод был бы "транскрипция". Считайте это моим подарком русскому языку.

5

Упражнения игры слэпом на бас гитаре

Положение бас гитары и постановка рук.

Для начала определим, в каком положении держать бас. На мой взгляд, существуют две крайности. Первую я условно называю стилем Тони Оппенхеима. Он использует низкое расположение баса. В таком положении рука практически прямая, и пальцы перпендикулярны струнам. Вторая крайность - стиль Стью Хэмма. Он держит гитару очень высоко. Его предплечье перпендикулярно струнам и локтю, располагающемуся практически над бриджем. Попробуйте оба стиля и выберите для себя более удобный. Если Ваш бас висит низко, попробуйте первый стиль; если высоко - то, очевидно, имеет смысл воспользоваться вторым стилем.

При игре слэпом очень важно развить хорошую скорость. Этого невозможно добиться, если не научиться расслаблять руки. Особенно важно расслабить правую руку (подразумевается, что вы правша). Позвольте ей свободно висеть сбоку. Теперь, не меняя позиции пальцев, согните руку и перенесите ее вдоль струн прямо в конец грифа. Такое положение очень близко к рабочему.

Перейдем к рассмотрению левой руки. Держите большой палец примерно посередине тыльной стороны грифа. Он должен быть почти прямым. Остальными пальцами слегка приглушите струны. Старайтесь держать пальцы прямыми.

Правая рука располагается около окончания грифа. Большой палец должен находиться над последним ладом, а указательный - между концом грифа и звукоснимателем. Поверните кисть так, чтобы большой палец удалился от струн на расстояние не менее 8 см. Сама рука должна оставаться неподвижной. Теперь вращая руку, ударьте большим пальцем по струне E. Палец спружинит от струны, продолжите это движение, отводя палец в исходную позицию для следующего удара. Старайтесь делать удары без напряжения. Вы должны добиться четкого "щелчка". Повторите это движение несколько раз. Когда удары станут даваться легко, попробуйте бить по струне A, а затем начните чередовать удары по E и по A.

Ну что, пошумим? Перестаньте придерживать струны. Ударьте и заглушите удар левой рукой (Mute). Повторяйте, пока не добираетесь, хорошего ровного звучания. Если у Вас есть метроном, установите эго на 40 - 50 ударов в минуту. Играйте одну ноту на каждый удар. Не спешите. Добейтесь четкого щелчка и ровного глушения.

Рассмотрим еще один технический прием. Hammer on заключается в игре ноты левой рукой. Эго обычно используют сразу после того, как сыграли ноту правой рукой. Чтобы было понятно, приведу пример. Зажмите указательным пальцем пятый лад струны A, и сыграйте слэпом эту ноту. Теперь резко ударьте безымянным пальцем левой руки по седьмому ладу. Клево, правда?

Установите метроном на 40 - 50 ударов, и потренируйте это сочетание слэпа и хаммера. Не заглушайте ноты, как мы делали раньше, позвольте им свободно звучать. Бейте слэпом по ноте во время удара метронома, а хаммер используйте между ударами. Добейтесь ровного звучания!

G|-----------|
D|-----------|
A|--5----7---|
E|-----------|

    S    H   

Теперь попробуйте комбинировать слэп, хаммер и глушение. Значит так, зажмите пятый лад струны A, сыграйте слэпом ноту, затем сделайте hammer on на седьмом ладу. Ударьте открытую струну E слэпом, и заглушите ее. Как только E начнет звучать, струну A надо заглушить, причем как можно тише.

     q q q q
G|-----------|
D|o---------o|
A|o-5-7-----o|
E|------0----|
     S H S М   

Начните с 40-50 ударов, постепенно увеличивая скорость. В сведущий раз мы разовьем этот пример.

Рассматривается техника глушение и поп (pop). Я надеюсь, Вы проработали прошлый урок и добились чистого ровного звука. Не спешите наращивать темп. Сначала добейтесь чистоты звучания. Не волнуйтесь, Вы сами не заметите, как разовьете хорошую скорость. Теперь, когда вы овладели основами слэпа, добавим в нашу копилку еще один очень полезный прием. Чтобы сыграть струну "попом" надо поддеть ее снизу указательным пальцем правой руки (настолько, чтобы можно было захватить ее) и мягко потянуть вверх. Струна должна соскользнуть с пальца и удариться о гриф. Ваша рука должна находиться в том же расслабленном состоянии, которое мы описали и использовали на прошлом уроке, но указательный палец должен быть достаточно жесток, чтобы увлечь за собой струну. Пробуйте сыграть попом струну G.

Как и при игре слепом, вы должны настолько расслабить руку, насколько это возможно. Помните, Ваша скорость во многом зависет от способности беречь силы, то есть от умения играть расслабленной рукой. Рука должна быть напряжена ровно настолько, чтобы получить хороший твердый звук. Звук получается достаточно громким, поэтому имеет смысл убавить усилок.

Поставьте на метрономе 40 - 50 ударов и потенируйтесь. Играйте попом струну G на каждый удар метронома, и глушите звук левой рукой между его ударами (то есть половину времени между ударами звучит струна, половину - идет ее глушение). Держите левую руку, как и прежде, то есть большой палец упирается в гриф где-то посередине, а все остальные пальцы прямые. Коснитесь пальцами левой руки струн E, A и D и подвиньте руку немного вперед, так, чтобы кончики пальцев не отрывались от струн. Таким образом, струна G окажется открытой. При глушении попа, просто подвиньте руку обратно. Будьте готовы к тому, что Вам достаточно долго придется держать пальцы на струнах E и D.

Вы уже овладели навыком попа - глушения, тогда давайте добавим слэп. Техника сочетания попа и слепа, для игры нот, расположенных через октаву, получила широкое распространение. Зажмите указательным пальцем пятый лад струны A, а мизинцем - седьмой лад струны G. Запустите метроном и играйте слэпом ноту на струне A и попом ноту на струне G. Слеп играйте на удар метронома, а поп - между ударами. Не двигайте левую руку и не волнуйтесь о глушении, просто играйте ноты.

    e e e e e e e e               
G|----7---7---7---7---| e = восьмые
D|o------------------o| S = Слэп   
A|o-5---5---5---5----o| P = Поп   
E|--------------------|           
     S P S P S P S P   
             

Поговорим о глушении. Мы уже используем указательный и безымянный пальцы. Коснитесь среднем пальцем струны E, чтобы заглушить ее. Вы должны держать средний палец прямо, а указательный и безымянный - согнутыми. Таким образом, мы использовали указательный, средний палец и мизинец для того, чтобы зажать лад на струне А, заглушить струну E и зажать лад на струне G соответственно. Мы могли бы попробовать заглушить струну D безымянным пальцем, но безымянный палец и мизинец настолько связаны друг с другом, что очень сложно работать ими обособленно. Для того чтобы заглушить струну D, cлегка согните указательный палец в первом суставе, а безымянный палец пусть болтается рядом с мизинцем.

Потренируйтесь с метрономом. Внимательно следите за тем, чтобы струны E и D не звенели. Во время игру Вы можете специально задеть их и посмотреть, надежно ли заглушены струны. Глушение очень важно для чистой игры.

Тщательно проработайте это упражнения. Должны звучать только две струны. Попробуйте играть поп не указательным, а среднем пальцем правой руки, при этом громкость звука не должна измениться.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не торопитесь. Поп - может оказаться слишком утомительным для ваших пальцев. Не колечте себя. Пузыри на пальцах вряд ли ускорят процесс овладения техникой. Если играть стало трудно - сделайте перерыв, а лучше отложите занятия назавтра.

Комбинируем полученные на прошлых уроках навыки.

Итак, парни, Вы в совершенстве овладели слепом, попом, глушениеи и hammer-ом? Тогда настало время хорошенько перемешать все эти приемы.

Для начала стоит сказать несколько слов о глушении. (Я упоминал, что глушение это очень важная вещь при игре слэпом и попом?) В прошлый раз, когда мы играли сочетанием слэпа и попа, мы позволяли нотам свободно звучать. Настало время подчистить звук. После каждого удара поднимайте палец, который зажимает ноту. Вы можете снять палец непосредственно перед игрой следующей ноты (легато), или сразу после извлечения звука (стаккато). Оба способа широко используются, но давайте пока остановимся на стаккато. Сыграем последнее упражнение прошлого урока (пятый лад на струне A - слэпом, седьмой лад на струне G - попом), но вместо того чтобы позволить нотам свободно звучать, будем убирать пальцы, зажимающие лады, после извлечения звука. Фактически нам не даже не требуется отрывать пальцы от струн. (То есть когда мы начинаем поднимать палец, то струна прекращает звучать раньше чем происходит отрыв пальца от струны.) Установите метроном и проработайте упражнение.

S-стаккато

   S S S S S S S S     
|----7---7---7---7----|
|.-------------------.|
|.-5---5---5---5-----.|
|---------------------|
   S P S P S P S P     

S = Слэп
P = Поп

Давайте теперь сыграем следующую цепочку: сначала играем последнее упражнение, затем слэпом пятый лад струны A, потом хаммером ее седьмой лад, потом хлопаем слэпом по открытой струне E и глушем ее. Запустите метроном и играйте слэп на удары, а поп хаммер и глушение между ударами. Помните, мы все еще используем технику глушения.

S-стаккато
L-легато
M-глушение

   S  S  S  S  L  L  L М. 
|-----7-----7-----------|
|-----------------------|
|--5-----5-----5--7-----|
|--------------------0--|
   S  P  S  P  S  H  S М.

S = Слэп
P = Поп
H = Hammer on
M = Глушение

Теперь, давайте добавим небольшое движение этой линии. Начните цепочку с четвертого лада струны А. Играем А слэпом, затем шестой лад струны G попом, переходим на пятый лад струны A, играем ее слэпом, играем седьмой лад G попом, потом играем А слэпом, делаем хаммер на седьмой лад, делаем слэп и глушение на открытой струне E. Начните с маленькой скорости и следите за чистотой игры.

S-стаккато
L-легато
M-глушение

   S  S  S  S  L  L  L М.
|-----6-----7-----------|
|-----------------------|
|--4-----5-----5--7-----|
|--------------------0--|
   S  P  S  P  S  H  S М.

S = Удар
P = Популярность
H = Молоток на
M = Сурдина
После того, как вы проработаете это упражнение, сыграйте его, используя легато. Попытайтесь прочувствовать, как изменился стиль произведения. Ноты должны почти касаться друг друга. Можете еще попробовать играть слэп легато, а поп - стаккато. Легато очень стильно смотрится в концовках. Поэкспериментируйте немного с длительностями.

6

Упражнения на координацию рук

Положите обе руки на лады как будто вы играете на пианино. Теперь по очереди ударьте каждым пальцем по ладу, начиная с мизинца(4) и заканчивая указательным пальцем(1). Старайтесь чтобы удары получались равномерно. Проделайте это упражнение одновременно обоими руки:

(4 3 2 1)
повторите

Легко, неправда ли? Теперь проделайте тоже в обратном направлении:

(1 2 3 4)
повторите

Теперь попробуйте так: пока левая рука отбивает (4 3 2 1), правая делает (1 2 3 4):

Л (4 3 2 1)
П (1 2 3 4)
повторите

И в обратном направлении(одновременно обеими руками):

Л (1 2 3 4)
П (4 3 2 1)
повторите

Объедините два последних упражнения, то есть сначала сыграйте (одновременно обеими руками):

Л (4 3 2 1)
П (1 2 3 4)

а затем:

Л (1 2 3 4)
П (4 3 2 1)

Повторите целиком это упражнение.

Теперь попробуйте чередующиесь удары, поднимайте ваш палец перед тем как сделать следующий удар.

Л(4) П(1) Л(3) П(2) Л(2) П(3) Л(1) П(4)
повторите

И в обратную сторону:

П(4) Л(1) П(3) Л(2) П(2) Л(3) П(1) Л(4)
повторите

Попробуйте проделать то же самое двойными ударами:

Л(1-1) П(1-1) Л(2-2) П(2-2) Л(3-3) П(3-3) Л(4-4) П(4-4)
повторите

Используя двойные удары, проделайте снова все упражнения.

Нет предела совершенству. С помощью этих упражнений Вы можете добиться хорошей координации рук. Работая с метрономам, начните с медленного темпа и постепенно наращивайте его.

7

Техника: развитие правой руки

По прошествии многих лет игры на бас-гитаре, я понял, что пока моя левая рука становилась очень развитой, позволяя мне быстро играть гаммы при помощи хаммер-он и пулл-офф, я пренебрегал правой рукой и заработал вредные привычки, которые нуждались в исправлении. Я мог очень быстро играть на одной струне, но я много терял в скорости и извлекал ноты менее членораздельно, когда должен был переходить со струны на струну. Если вы играете на басу пальцами (указательным и средним пальцами вашей правой руки), то обнаружите, что легче играть быстро, если строго чередовать пальцы и без запинок переходить между струнами. Чтобы исправить мою правую руку и добиться строгого чередования пальцев, я придумал следующий ряд упражнений, которые очень мне помогли и которые я сердечно рекомендую (обозначения пальцев указаны под каждой нотой: i - указательный палец, m - средний палец). Играйте их восьмыми или шестнадцатыми нотами с метрономом, если он у вас есть:

-----2-2-----3-3-----4-4-----5-5----и т.д.
-0-0-----1-1-----2-2-----3-3--------
------------------------------------
------------------------------------
i m i m i m i m i m i m i m i m . . .

Это простое упражнение. Оно не особенно музыкально, но действительно развивает мышцы правой руки. В основном играются хроматические квинты вверх по грифу. Как только вы достигнете самого верхнего лада на своем грифе, переходите к обратному движению, пока не вернетесь к началу (открытой струне D), а затем перенесите упражнение на среднюю пару струн:

------------------------------------
-----2-2-----3-3-----4-4-----5-5----и т.д.
-0-0-----1-1-----2-2-----3-3--------
------------------------------------
i m i m i m i m i m i m i m i m . . .

Как и прежде - дойдите до конца и вернитесь назад. Начните в удобном для вас темпе, но пробуйте нагружать себя. Наконец, вы можете повторить пример на самых низких струнах:

------------------------------------
------------------------------------
-----2-2-----3-3-----4-4-----5-5----и т.д.
-0-0-----1-1-----2-2-----3-3--------
i m i m i m i m i m i m i m i m . . .

Заметьте, что я начинаю с указательного пальца чаще, чем со среднего. Вы можете начинать с любого, главное - играть упражнение правильно. Вы можете попробовать начать с каждого из пальцев и определить, как вам лучше всего играть. Данный способ просто больше всего подходит мне.

Пока мы были заняты только переходами от более низкой струны к более высокой. Теперь мы должны полностью изменить процесс. Мы могли бы повторить предыдущее упражнение, начиная его с более высокой ноты каждой из комбинаций тоника-квинта, переходя к более низкой. Я считаю более полезным (в плане разнообразия и приближенности упражнения к реальной ситуации игры) начинать с квинты и переходить к квинте ниже:

-0-0-----1-1-----2-2-----3-3-----4-4-----5-5------и т.д.
-----0-0-----1-1-----2-2-----3-3-----4-4-----5-5--
--------------------------------------------------
--------------------------------------------------
i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m . . .

Цель состоит в том, чтобы довести этот пример до самого высокого лада и вернуться назад к самому низкому. Затем вы можете повторить то же самое упражнение на средних двух струнах (D и A), а затем и на двух самых низких (A и E). Сначала это будет достаточно трудно, но, в конечном счете, вы сможете справляться с этими двумя упражнениями менее чем за пять минут. Их ежедневное выполнение - я вам ручаюсь - увеличит вашу скорость и увеличит количество доступных вам нот на грифе (потому что с увеличением силы правой руки вы все меньше будете смущаться переходить со струны на струну, таким образом, получая доступ к вертикальным аппликатурам на грифе наряду с горизонтальными).

Но для большей нагрузки на правую руку мы должны добавить некоторые упражнения, в которых средний палец периодически первым переходит на новую струну. Самый простой путь - упражнение, основанное на минорной гамме и триольной ритмической структурой. На сей раз - вновь для разнообразия - мы начнем с самой низкой струны, и будем двигаться вверх:

--------------------------------------------------
--------------------------------------------------
-------0-2-3-------1-3-4-------2-4-5-------3-5-6--
-0-2-3-------1-3-4-------2-4-5-------3-5-6--------и т.д.
i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m . . .

Продолжите это упражнение вверх по грифу и обратно. Затем сыграйте его на других парах струн. Я построил это упражнение на минорной гамме, но вы возможно захотите попробовать и другие интересные вам варианты.

8

Техника: Пулл-офф, хаммер-он, слайд, бэнд, вибрато (pull-off, hammer-on, slide, band)

Техники и развитие левой руки
Существует множество способов звукоизвлечения на бас-гитаре. Здесь мы рассмотрим несколько техник (иногда называемых штрихами), которые позволят извлекать различные звуки. Для большей ясности я буду использовать цифры для обозначения пальцев левой руки (напомню: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец), и буквы i, m, r и p - для обозначения пальцев правой руки.

Хаммер-он
Когда вы начинаете играть на бас-гитаре, вы извлекаете каждую ноту щипком пальца правой руки. С этого хорошо начинать, но существуют и другие способы звукоизвлечения, дающие отличительные звуки и позволяющие исполнять партии с большей скоростью (хотя бы до тех пор, пока вы не разовьете скорость правой руки, о чем мы так же поговорим). Когда вы играете две и больше нот на одной струне, вы можете щипком воспроизвести первую, а затем извлечь следующую простым прижатием ее (с усилием) другим пальцем левой руки:

----------
----------
-5h7------
----------
1h3        (левая рука)
i          (правая рука)

Этот прием называется "хаммер-он". Во время упражнений следите за тем, чтобы обе ноты были одинаковыми по громкости (или почти одинаковыми). Сначала это будет нелегко, но затем вы приобретете навык. Попробуйте поиграть хаммер-он несколько раз подряд, извлекая первую ноту щипком, а вторую - ударом.

--------------
--------------
-5h7-5h7-5h7-- etc.
--------------
1h3 1h3 1h3 . . . (левая рука)
i   m   i         (правая рука)

Пулл-офф
Хаммер-он отлично работает для восходящей партии, но для нисходящей требуется другая техника: пулл-офф. Этот прием потребует несколько большей практики, чем предыдущий. Для того, чтобы сыграть пулл-офф от одной ноты к другой, вы первую ноту извлекаете щипком, а затем отрываете палец, чтобы воспроизвести нижний звук. Проблема в том, что если вы просто уберете палец, нижняя нота не зазвучит достаточно громко, таким образом, вы должны как бы сорвать палец левой руки со струны, толкнув ее поперек грифа, чтобы нота зазвучала достаточно громко:

---------------
---------------
-7p5-7p5-7p5--- etc.
---------------
3p1 3p1 3p1 . . . (левая рука)
i   m   i         (правая рука)

Сочетание хаммер-он и пулл-офф
Вы можете комбинировать приемы хаммер-он и пулл-офф при исполнении этого хода вверх и вниз:

--------------------------
--------------------------
-------5h7h8-8p7p5--------
-5h7h8-------------8p7p5--
1h3h4 1h3h4 4p3p1 4p3p1   (левая рука)
i     m     i     m       (правая рука)

Эта техника особенно полезна, когда нужно сыграть три ноты, близко расположенные на одной струне, как в приведенном фрагменте минорной гаммы (играйте триолями или секстолями):

---------------
---------------
-------5h7h8---
-5h7h8---------
1h3h4 1h3h4    (левая рука)
i     m        (правая рука)

Когда вы достаточно освоитесь с хаммер-он и пулл-офф, вы сможете играть повторяющиеся фразы как угодно долго, извлекая щипком только первую ноту, и используя силу пулл-офф для поддержания звука:

-7h8p7p5h7h8p7p5-- etc.
------------------
------------------
------------------
3h4p3p1h3h4p3p1 . . . (левая рука)
i                     (правая рука)

На самом деле, когда ваша левая рука станет сильной, вам даже не придется использовать правую руку для извлечения первой ноты, вы сможете также применить для этого хаммер-он (хотя обычно при щипке громкость получается больше). Просто резко, с силой, опустите палец левой руки на струну в том месте, где обычно вы ее прижимаете. Некоторые исполнители расширили эту технику, используя пальцы правой руки для удара вверху грифа, а левой рукой зажимая ноты на внизу (техника двуручного теппинга, или просто теппинга. Позже мы до нее дойдем).

Слайд
Другой часто используемый прием - это слайд. Для его исполнения вы просто извлекаете первую ноту щипком, а затем ваша левая рука скользит вверх или вниз по грифу, прижимая струну так же, как при извлечении ноты. Я использую в табулатурах слеш (/) для обозначения слайда вверх по грифу (от нижней ноты к более высокой) и обратный слеш (\) для обозначения слайда вниз по грифу (от верхней ноты к нижней). Для обозначения слайда в аппликатуре я использую символ "s" (для обоих направлений):

-------------
-------------
-3/5-5\3-----
-------------
1s1 1s1      (левая рука; s - слайд)
i   i        (правая рука)

В представленном примере мы извлекаем первую ноту щипком, скользим до пятого лада, опять играем щипком и совершаем обратное скольжение к третьему ладу. Это упражнение играется одним пальцем левой руки.

Техника слайда по настоящему делает звук баса выразительным. Часто басисты прибегают к этому приему для акцентирования первой ноты композиции или ее фрагмента. Вы можете сыграть подобный слайд в начале песни, например если она начинается от ноты А:

---------------
---------------
---------------
-12\5----------   
1 s1           (левая рука)
i              (правая рука)

Для усиления вы возможно захотите сыграть щипком ноту А на пятом ладу когда ее достигнете:

---------------
---------------
---------------
-12\5----------   
1 s1           (левая рука)
i  i           (правая рука)

Бэнд
Бэнд ("подтяжка") - это прием, в оригинале используемый блюзовыми гитаристами. При исполнении бэнда вы увеличиваете натяжение струны (и изменяете высоту ноты) путем скольжения пальца, прижимающего струну, поперек грифа так, что нота звучит выше. Как высоко вы можете подтянуть ноту, зависит от вашего баса, струн и силы пальцев. Обычно ноты подтягиваются на полтона (т. е. высота такой ноты соответствует ноте, взятой выше на один лад) или целый тон (соответствует ноте, взятой на два лада выше). Под табулатурой я пишу "b" для обозначения бэнда, а в скобках указываю, на какую высоту подтягивается нота (1 - целый тон, 1/2 - полтона). В самой табулатуре цифра в скобках показывает высоту ноты, до которой нужно тянуть. Вот, например:

--5-(6)-----
------------
------------
------------
  3b(1/2)   (левая рука)
  i         (правая рука)

Гитаристы часто подтягивают ноты на целый тон и более. На басу это бывает затруднительно сделать из-за более тугих струн, но бэнд на полтона делается достаточно легко и придает существенную окраску вашей игре.

Во время исполнения бэнда очень важна интонация. Проверьте себя, сравнив звучание прижимаемой ноты и бэнда в следующем примере:

--7-8--       --7-(8)--
-------       ---------
-------       ---------
-------       ---------
  3 4           3b(1/2)   (левая рука)
  i m           i         (правая рука)

Бэнды легче исполнять в верхнем регистре и на тонких струнах. Их также легче играть третьим пальцем (как в предыдущем примере), в то время как первый и второй пальцы, расположенные на той же струне, могут помогать третьему.

Если ваш бас обладает достаточным сустейном, вы можете разнообразить бэнд, сначала подтянув ноту, а затем ослабив струну, тем самым, вернувшись к исходной. Я обозначаю быстрый бэнд и возврат как "b&r". Цифра в скобках в табулатуре показывает конечную ноту, а под табулатурой - число тонов или полутонов, на которое делается бэнд. В первом примере каждая нота зажимается отдельно, а во втором при помощи бэнда.

--7-8-7--       --7-(8)-(7)-
---------       ------------
---------       ------------
---------       ------------
  3 4 3           3b&r(1/2)   (левая рука)
  i m i           i         (правая рука)

Вы, конечно, можете подтягивать и возвращаться несколько раз, извлекая новую ноту без участия правой руки. Таким же образом можно подтянуть струну до одной ноты, а затем подтянуть еще больше для получения другой. Возможности неограниченны. Немного поэкспериментируйте, и вы обнаружите множество способов применения бэндов в игре.

"Мертвые" бэнды
"Мертвые" бэнды - это одна из моих любимых блюзовых техник. Это очень просто и в то же время чрезвычайно выразительно. Для исполнения "мертвого" бэнда вы сначала зажимаете ноту и подтягиваете ее (беззвучно), а затем делаете щипок и возвращаетесь к исходной. В результате вы получаете звук, который начинается с определенной высоты, а затем опускается (такого же рода эффект, что вы получаете, используя рычаг тремоло на гитаре). И вы можете выжать из этого больше выразительности, контролируя скорость опускания ноты и добавляя другие эффекты, например, вибрато.

Вибрато
Вибрато - это сложная техника, но именно она отличает великого исполнителя от хорошего. У некоторых исполнителей техника вибрато является главной составляющей их персонального стиля (например, B. B. King). По существу, вибрато достигается серией мелких бэндов и возвратов от любой ноты. Но та же техника, что применялась бы для подтяжки ноты на полтона (как при бэндах и "мертвых бэндах"), обычно не используется. Для достижения нужной скорости, большинство музыкантов выполняют вибрато при помощи запястья.

Хитрость вибрато заключается в обхвате грифа и ослаблении запястья таким образом, что возможны быстрые раскачивающие движения. Вы можете варьировать силу вибрато и его скорость для достижения разных эффектов.

Вибрато сложно изобразить на табулатуре, но в собственной игре, вам никогда не придется напоминать о нем. Оно станет вашим вторым "я". И вы будете слета решать - на какой ноте исполнять вибрато, а на какой нет. Многие солисты играют вибрато почти на каждой ноте, что позволяет звуку раскачиваться в течение любого времени, так как вибрато увеличивает сустейн и придает ноте певучесть.

9

Настоящий бас гитарист должен...

настоящий басист должен пальцами рвать четвертую струну;
настоящий басист должен быть не много сумашедшим=)
настоящий басист должен уметь играть с умным видом До - Фа-диез - До - Фа-диез - Ми-бемоль - Ля - До - Фа-диез ;
настоящий басист должен чувствовать вибрацию деки во время игр;
настоящий басист должен уметь играть с умным видом До - Фа-диез - До - Фа-диез - Ми-бемоль - Ля - До - Фа-диез ;
настоящий басист должен знать только 6 слов: Ми, Ре, Дроп, Слэп и Сарделька!
настоящему басисту необязательно уметь считать )));
настоящий басист должен хоть раз в жизни поиграть на Урале;
настоящий басист должен хоть раз побить сологитариста а потом бухнуть с ним;
настоящий басист должен не ДУМАТЬ что он играет лучше всех, а ЗНАТЬ что он хорош );
настоящий басист должен денег;
Басист должен уметь играть на бас-гитаре!! И держать ритм!

10

Корисні лінки:
http://www.basslife.ru/
http://www.bassguitars.ru/

11

І ще один... (для тих у кого прямі руки :) )

http://guitarmasters.narod.ru/index_list.htm

12

Umbraticus респект за "Настоящий бас гитарист должен..."...ржач хДд \

мене убіло:"настоящему басисту необязательно уметь считать )));"

13

Fieldy таби володі якісь не такі,як ти мені показував


Вы здесь » Форум МТ "ПОЛУМ’Я ЧЕСТІ" » Навчальні матеріали: посібники, інструкції... » Хто хоче стати бас-гітаристом???